top of page

«Психоделический опыт. Руководство на основе «Тибетской книги мертвых»


Материалы для будущих участников моих ретритов. Надеюсь, что опубликованные здесь фрагменты из культовой  книги «Психоделический опыт. Руководство на основе «Тибетской книги мертвых», написанной одними из самых авторитетных специалистов в этой области (Тимоти Лири, Ральф Мецнер, Ричард Олперт) помогут вам лучше понять и уяснить для себя суть нашей совместной работы.

Планирование сессии

При планировании сессии прежде всего следует решить, какова будет ее цель. Классический индуизм предлагает четыре возможных цели:

(1) Укрепление личности, углубление интеллектуального понимания, умение глубоко постигать самого себя и мир культуры, улучшение жизненной ситуации, ускоренное обучение, профессиональное совершенствование.

(2) Служение, помощь другим, излечение, реабилитация, духовное возрождение близких людей.

(3) Развлечение, чувственное наслаждение, эстетическое удовольствие, углубление межличностных контактов, чистое переживание.

(4) Трансценденция, освобождение от эго и пространственно-временных границ; достижение мистического единения.

Данное руководство сконцентрировано преимущественно на последней цели — достижении освобождения и просветления. Это не только не исключает других целей, а фактически обеспечивает их осуществление, поскольку для достижения просветления требуется, чтобы человек был способен выйти за пределы игровых проблем личности, за пределы своей роли и профессионального статуса. Человек, прошедший через такой опыт, может заранее посвятить свой новый опыт любой из четырех целей. Данное руководство будет помощником и в этом случае.

Если группа людей решила провести совместную сессию, эти люди должны либо прийти к общему соглашению относительно цели сессии, либо, по крайней мере, знать о целях друг друга. Если решено, что сессия будет иметь «программу», тогда участники должны разработать эту программу совместно или поручить ее составление одному из членов группы. Неожиданные или нежелательные действия со стороны кого-либо из участников легко могут «завлечь» остальных путешественников в ловушку параноидальных иллюзий Третьего Бардо.

Кроме того, путешественник, особенно при индивидуальной работе, может стремиться либо к экстравертному, либо к интровертному опыту. В экстравертном опыте трансцендировапия происходит экстатическое единение «я» с внешними объектами (например, цветами или другими людьми). В интровертном состоянии происходит экстатическое единение «я» с внутренними жизненными процессами (светом, волнами энергии, органическими процессами, биологическими формами и т. п.). Конечно, и экстравертное, и интровертное состояния могут оказаться скорее негативными, чем позитивными, в зависимости от позиции путешественника. Состояние также может быть либо преимущественно концептуальным, либо преимущественно эмоциональным. Таким образом, существует восемь разновидностей опыта (четыре позитивных и четыре негативных), описанных более полно при рассмотрении 2–5 Видений Второго Бардо. При планировании экстравертного мистического опыта на сессию необходимо принести предметы, имеющие символическое значение, чтобы ориентировать сознание в желаемом направлении. Это могут быть свечи, картины, книги, благовония, музыка или записанные на магнитофон отрывки текста. Интровертный мистический опыт требует устранения всех внешних раздражителей: света, звуков, запахов, движения.

Способ общения с другими участниками тоже должен быть оговорен заранее. Вы можете условиться об использовании определенных сигналов, которые без слов указывают на дружеское расположение. Можно использовать физический контакт — рукопожатие, объятия. Однако следует оговорить заранее, что будет означать такой способ общения, чтобы избежать ложных игровых интерпретаций, которые могут возникнуть в состоянии повышенной восприимчивости, сопутствующей трансценденции эго.

Подготовка

Психоделические препараты не являются наркотиками в обычном смысле этого слова. Они не дают специфической реакции и не влекут за собой соматических или психических последствий.

Специфическая реакция практически не связана с химикатом, а в основном зависит от настройки и аккомпанимеита, то есть от подготовки и окружения. Чем лучше проведена подготовка, тем больше экстаз и глубже откровения. Окружение — в частности, поведение других участников — особенно важно для первой сессии и для сессии с участием неподготовленных путешественников. Для тех, кто готовился вдумчиво и серьезно, окружающая обстановка не имеет значения.

Настрой включает в себя два аспекта: долговременный и непосредственный.

Долговременный настрой основывается на личной истории путешественника, его одаренности. Особенности вашей личности — ваши страхи, желания, конфликты, чувство вины, тайные страсти — определяют вашу иитепретацию любой ситуации, включая и психоделическую сессию, и ваше умение справиться с ней. Пожалуй, наиболее важны механизмы реагирования на страх — обычно это бывает оборонительная, защитная реакция. Для легкого и непринужденного обучения необходимы такие качества, как гибкость, доверие, религиозность, искренность, смелость, сердечность, творческие способности. Жесткость, желание все контролировать, недоверие, цинизм, ограниченность, трусость, холодность вносят напряженность в любую возникающую ситуацию. Главное — это способность к постижению. Не имеет значения, сколько помех в записи, поскольку, человек, хоть немного разбирающийся в своем собственном записывающем устройстве и способный распознать, когда оно работает не так, как хотелось бы, лучше приспосабливается к любым неожиданностям — даже к внезапному крушению собственного эго.

Тщательная подготовка к сессии предусматривает обсуждение с наставником особенностей личности путешественника и планирование того, как лучше справиться с ожидаемыми эмоциональными реакциями, когда они появятся. Непосредственный настрой касается ожиданий по поводу самой предстоящей сессии. Подготовка сессии имеет решающее значение, поскольку от нее зависит, как будет разворачиваться опыт. Людям свойственно привносить свою личную и социальную игру в любую новую ситуацию. Необходимо заранее тщательно продумать сессию, чтобы предотвратить привнесение ограничивающих установок.

Ожидания, связанные со здоровьем. Некоторые слабо подготовленные люди неосознанно привносят в опыт медицинский аспект. Они выискивают симптомы, истолковывают каждое новое ощущение как проявление болезни, навязывают руководителю роль врача и в случае, если развивается тревожность, просят прервать это состояние немедленным новым рождением с помощью химических препаратов, то есть транквилизаторов. Иногда приходится слышать о плохо спланированных, случайных сессиях, проводимых без руководителя, которые заканчиваются тем, что субъект требует госпитализировать его и т. п. Еще больше проблем возникает, если руководитель сам использует медицинскую модель, следит за симптомами и готов прибегнуть к госпитализации, чтобы обезопасить самого себя. Бунт против условностей для некоторых может стать причиной употребления психоделиков. Идея сделать что-то «из ряда вон выходящее» или не вполне приличное — это наивная установка, которая может определенным образом окрасить опыт.

Интеллектуальные ожидания уместны, когда субъект имеет уже достаточно большой психоделический опыт. ЛСД действительно предоставляет огромные возможности для ускоренного обучения и достижения успеха в научных исследованиях. Однако в первых сессиях интеллектуальное реагирование может стать ловушкой. Тибетская книга неустанно предупреждает об опасностях рационализации. «Отключите свой ум» — это наилучший совет для начинающих. Контроль вашего сознания подобен инструкции по пилотированию. Только после того, как вы научитесь проводить свое сознание через состояние освобождения от эго, в психоделическую сессию можно включать интеллектуальные упражнения. Лучше всего концептуальные исследования проводить на последнем этапе сессии. Это специальное руководство предназначено для того, чтобы на максимально долгий срок освободить вас от вашего вербального ума.

Для религиозных ожиданий уместен тот же совет, что и для ожиданий интеллектуальных. На первой сессии лучше всего плыть по течению, оставаясь «на плаву» как можно дольше, и отложить теологические интерпретации до окончания сессии или до следующих сессий.

Ожидания развлечения и эстетического наслаждения естественны. Вне всякого сомнения, психоделические сессии дают возможность переживать экстатические моменты, которые затмевают любую личную или культурную игру. Чистое переживание может полностью захватить пробужденное сознание. Духовная близость с другими людьми достигает высоты Гималаев. Эстетическое наслаждение от музыки, живописи, растений, от живой и неживой природы усиливается в миллионы раз. Но все эти реакции могут оказаться игрой эго в Третьем Бардо: «Я переживаю этот экстаз. Как мне повезло!». Такие реакции могут оказаться либо болезненными ловушками, мешающими субъекту достичь чистого состояния свободы от эго (Первого Бардо), либо шедеврами творчества Второго Бардо.

Запланированные ожидания. Данное руководство готовит человека к мистическому опыту в соответствии с тибетской моделью. Мудрецы Снежных Вершин обнаружили свою искушенность в житейских делах и тонкое понимание человеческой психологии, поэтому адепт, изучивший данное руководство, будет прекрасно подготовлен к путешествию, поскольку составляющее его основу учение по широте охвата и многозначности намного превосходит любую западную психологическую теорию. Тем не менее, мы вполне понимаем, что модель сознания «Бардо Тодол», несмотря на грандиозный размах, все же является человеческим артефактом, галлюцинацией Второго Бардо. Некоторые практические рекомендации. Субъект должен выделить для своего опыта не меньше трех дней: один день до сессии, день на сессию и день после нее. Такое расписание гарантирует снижение внешнего давления и большее спокойствие во время путешествия.

Прекрасной подготовкой к сессии являются беседы с теми, кто уже побывал в путешествии, хотя надо знать о том, что все описания несут на себе следы галлюцинаторной природы Второго Бардо. Еще одним ценным методом подготовки является наблюдение за проведением сессии. Возможность увидеть, как другие ведут себя во время сессии и после нее, придает ожиданиям субъекта понятную, определенную форму.

Обычный способ стать более осведомленным состоит в чтении книг о мистическом опыте. Чтение описаний личного опыта других людей (Олдос Хаксли, Алаи Уоттс и Гордой Уоссон написали прекрасные отчеты) — это еще одна возможность подготовки.

Медитация является, пожалуй, наилучшим способом подготовки к психоделической сессии. Те, кто проводил время в уединении, стараясь управлять своим сознанием, остановить поток мысли и достичь высокого уровня концентрации, являются наилучшими кандидатами для участия в психоделической сессии. Они подготовлены к состоянию освобождения от эго. Они воспринимают этот процесс не как странное малопонятное событие, а как долгожданную цель.

Из книги «Психоделический опыт. Руководство на основе «Тибетской книги мертвых», Тимоти Лири, Ральф Мецнер, Ричард Олперт.

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page